Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Учебно-методические пособия написанные преподавателями кафедры Педагогики начального образования.

Ознакомиться с ними можно в каб. 508 (каф. ПДО)
 

Евграфова Т. А.
Психолого-педагогический практикум по общей психологии; Учеб.-метод, пособие для студ. спец. 030900 «Дошкольная педагогика и психология». — Волгоград: Перемена 2005. — 72 с.

Представлена программа психолого-педагогического практикума, включающая два раздела по общей психологии. Цель лабораторно-практических занятий по обшей психологии — сформировать у студентов прочные умения и навыки проведения психологических экспериментов, анализ их результатов.
Для студентов 2-го курса педагогических вузов, психологов образовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................... 3
Содержание психолого-педагогического практикума
по общей психологии.............................................. 4
Раздел I. Личность................................................6
Тема 1. Тип направленности личности...............................6
Тема 2. Ценностные ориентации личности ......................... 11
Тема 3. Самооценка личности...................................... 14
Тема 4. Уровень притязания личности.............................. 16
Тема 5. Мотивы поведения личности.................................17
Тема 6. Диагностика мотивации к успеху............................22
Тема 7. Диагностика мотивации избегания неудач................... 25
Тема 8. Диагностика мотивационной готовности к риску .............28
Тема 9. Диагностика мотивации одобрения...........................30
Тема 10. Диагностика социально-психологических установок
личности......................................................... 32
Тема 11. Диагностика мотивационной сферы......................... 35
Тема 12. Потребности личности.....................................38
Тема 13. Эмоции и чувства.........................................40
Тема 14. Темперамент..............................................46
Тема 15. Характер.................................................49
Тема 16. Воля.....................................................54
Раздел 2. Познавательные процессы................................ 58
Тема 1. Внимание................................................. 58
Тема 2. Ощущение................................................. 61
Тема 3. Восприятие................................................61
Тема 4. Память ...................................................63
Тема 5. Мышление..................................................64
Тема 6. Воображение........................................ ......65
Литература....................................................... 66
Приложения........................................................67




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

Методическая разработка, Волгоград: Перемена, 2005 – 68 c.

Составитель:
В.Н. Кропачева, ст. преподаватель
О.В Забровская, ассистент

Науч. редактор:
М.В. Корепанова, докт. пед. наук, профессор

Семинарские и лабораторно-практические занятия связаны с теоретическим курсом. Представленная разработка поможет студентам на основе самостоятельного изучения психолого-педагогической и методической литературы углубить знания об основах и методах математической подготовки дошкольников, а также приобрести практические навыки и умения по обучению основам математики.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................3
Тема 1. Вводная. Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста.............................4
Тема 2. Возникновение математики и развитие ее как науки........................................................................... 5
Тема 3. Основные математические понятия как теоретическая основа методики......................................6
Тема 4. Становление, современное состояние
и перспективы развития методики обучения математике
детей дошкольного возраста...........................................8
Тема 5. Анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» в современных образовательных программах................................................................ 10
Тема 6. Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста................................... 11
Тема 7. Использование наглядного материала на занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...................................... 13
Тема 8. Роль дидактических игр и упражнений в развитии у дошкольников элементарных математических представлений.................................... 14
Тема 9. Математическое развитие детей раннего
возраста..................................................................... 16
Тема 10. Особенности количественных представлений детей младшего дошкольного возраста.......................... 17
Тема 11. Особенности развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста... 18
Тема 12. Формирование количественных представлений
у детей старшего дошкольного возраста........................ 19
Тема 13. Обучение детей подготовительной группы решению арифметических задач .................................. 21
Тема 14. Составление и анализ конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений............................................................ 22
Тема 15. Особенности представлений детей
о размерах предметов и их измерении .......................... 24
Тема 16. Методика ознакомления детей
с размерами предметов и их измерением ...................... 25
Тема 17. Особенности представлений детей
о форме предметов и геометрических фигур.................. 26
Тема 18. Методика ознакомления детей
с формой предметов и геометрических фигур................ 28
Тема 19. Особенности пространственной ориентации
детей дошкольного возраста.......................,................. 29
Тема 20. Методика обучения дошкольников
ориентировке в пространстве ....................................... 30
Тема 21. Особенности ориентировки детей во времени ... 32
Тема 22. Методика формирования представлений
о времени у детей дошкольного возраста....................... 33
Тема 23. Использование моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста..................................................................... 34
Тема 24. Экономическое воспитание дошкольников. Деловая игра «Дети и деньги» ..................................... 35
Тема 25. Использование информационных технологий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста................................................. 37
Тема 26. Математическое развитие детей в семье .......... 38
Тема 27. Выявление уровня сформированности математических знаний у дошкольников ……............. 39
Тема 28. Планирование работы по методике математического развития детей в детском саду............ 40
Тема 29. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы....................................... 42
Тема 30. Преподавание методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом училище ......................... 44
Приложения .............................................................. 46
Литература.............................................. . 62



СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ


Методические рекомендации к спецкурсу
для студентов специальности 030900
«Дошкольная педагогика и психология»
Волгоград: Перемена, 2004

Описаны цели и содержание семинарских занятий по спецкурсу «социально-личностное развитие дошкольников», предлагаются творческие задания для студентов, тестовые вопросы и упражнения, даны задания, методические рекомендации по подготовке и литература по каждой теме.


Введение…………………………………3
Задания для подготовки к семинарским занятиям ………………..6
Занятия 1. Тема «Особенности социально-личностного развития ребенка 5-7 лет. современные образовательные программы для детей 5-7- лет»………………………..10
Занятие 2. Тема «Развитие способности к личностно ориентрованному взаимодействию будущих педагогов-воспитателей с детьми»………..13
Задание для индивидуального отчета…………………15
Литература …………………………………16


Т. Н. Икрянникова
Социально – личностное развитие дошкольников
Учебное пособие к спецкурсу

Волгоград: Перемена, 2004 – 83 c.

В пособии описаны особенности и закономерности социально-личностного развития ребенка 5-7 лет, аспекты понятия ненасильственного взаимодействия, рассмотрены педагогика ненасилия в историческом и современном аспектах, модель процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также даны диагностические методики в приложениях.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ……………………………………………………………………..5
§ 1.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ…………………………………………………………………………6
§ 1.2. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»……………………………………………………………………19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 19-20 ……………...30
§ 2.1. ПОНИМАНИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………………………………………..31
§ 2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИКИ НЕНАСИЛИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ…………………………………………………………38
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К НЕНАСИЛЬСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………………44
§ 3.1. СПОСОБНОСТЬ К НЕНАСИЛЬСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ…………………………………………………………………………………..44
§ 3.2. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К НЕНАСИЛЬСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ…………………………………………………………………………………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………...57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….60



Лабораторные занятия по курсу педагогической психологии (для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология»): учеб.-метод, пособие / сост. И. А. Лавринец, Е. В. Орлова. - Волгоград: Перемена, 2005. - 172 с.

Пособие разработано в соответствии с программой по педагогической психологии и состоит из разделов «Психология учебной деятельности», «Психология педагогической деятельности» и «Психология воспитания». К каждой теме даны цели усвоения содержания и формы организации учебной деятельности студентов. Представлены методические рекомендации по организации самостоятельной работы и приложения — научные тексты и тестовые задания для самопроверки.
Для студентов вузов и педагогических колледжей, преподавателей и работников сферы образования.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................... 4
Раздел 1. Психология учебной деятельности.................6
Тема 1. Место мотивации в структуре учебной деятельности............................................................ 6
Тема 2. Цель и целеполагание в структуре учебной деятельности...........................................................27
Тема 3. Учебные действия в структуре учебной деятельности...........................................................53
Тема 4. Обучающийся — субъект учебной деятельности...........................................................72
Раздел 2. Психология педагогической деятельности ....92
Тема 1. Целеполагание в педагогической
деятельности...........................................................92
Тема 2. Продуктивное педагогическое
взаимодействие ....................,................................108
Раздел 3. Психология воспитания.............................123
Тема 1. Личность педагога как фактор развития личности ребенка-дошкольника и учащихся ...........123
Тема 2. Воспитанность и воспитуемость субъектов образовательного процесса как результативные показатели их развития.........................................153
Ключи ответов на контрольные задания....................158



Педагогическая практика студентов IV курса отделения дошкольной педагогики и психологии (8-й семестр): Метод, реком. / Сост. М.Ф. Глухова, Е.С. Евдокимова, М.В. Корепанова, Л.Б. Черезова. -Волгоград: Перемена, 2002. -- 20 с.

Изложены цели, задачи, содержание практики. Даны задания и методики ни выявлению уровней развития детей дошкольного возраста в разных видах деятельности двигательной, речевой, познавательной, художественной.
Для студентов IV курса отделения дошкольной педагогики и психологии, проходящих практику в группах детей дошкольного возраста.


СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи педагогической практики студентов.....4
2. Организация педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях................................ 5
3. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.......................................................... 6
4. Теория и методика развития речи детей ..................... 9
5. Теория и методика экологического образования
детей ......................................................................... 13
6. Теория и методика математического развития
детей......................................................................... 15
7. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества .................................................... 17



Психолого-педагогический практикум по дошкольной педагогике: Метод, разраб. лаб.-практ. занятий для студ. дошк. отд-ния фак. ПиМНО и ДВ (3-й курс, 6-й семестр) по спец. 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / Сост. Л. Б. Черезова, С. В. Соколова, И. А. Липчанская, В. В. Улитина. — Волгоград: Перемена, 2003. — 40 с.

Представлена программа психолого-педагогического практикума, включающего три блока занятий по дошкольной педагогике, методике работы в ДОУ, методике и теории экологического образования дошкольников. В приложениях даны методики диагностики уровня сформированности профессионально-значимых качеств личности педагога-воспитателя. Приведен список литературы.
Для студентов педагогических вузов, будущих воспитателей, психологов детских образовательных учреждений.

Содержание
Программа психолого-педагогического практикума
для студентов 3-го курса (6-й семестр) ...........................3
1. Цели и задачи педагогического практикума........... 3
2. Организация педагогического практикума
в ДОУ ..................................................................... 4
3. Требования к отчетной документации................... 4
4. Содержание психолого-педагогической практики
по дошкольной педагогике........................................4
Тематический план.............................................4
Блок I. Дошкольная педагогика .......................... 5
Блок II. Методическая работа в ДОУ ................. 15
Блок III. Теория и методика экологического образования
дошкольников ............................... 19
Литература............................................................ 21
Приложение 1. Методика учета уровня сформированности профессионально-значимых качеств личности педагога-воспитателя .................................................. 23
Приложение 2. Методика диагностики уровня экологической воспитанности (программа «Мы» Н.Н. Кондратьевой).................................................................... 32



Психолого-педагогический практикум: Метод, разраб. лаб.-практ. занятий для студ. стационара (IV курс, 8-й семестр) фак. дошкольного и начального образования по спец. 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / Сост. И. А. Липчанская: Науч. ред. М, В. Корепанова. — Волгоград: Перемена, 2004. — 20 с.

Представлена программа психолого-педагогического практикума, включающая следующие темы: организационно-правовые и научные основы управления дошкольным образованием; создание благоприятного социально-психологического климата в педколлективе; социально-педагогическая деятельность ДОУ как фактор интеграции семейного и общественного воспитания. В приложении дан методический материал в виде таблиц для выполнения практических заданий. Приведен список литературы.

СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи психолого-педагогического практикума.... 3
Тематический план.......................................................4
Содержание лабораторно-практических занятий.............5
Литература...................................................................9
Приложения ...............................................................11



Психолого-педагогический практикум: Метод, разраб. лаб.-практ. занятий для студ. стационара (5-й курс, 9-й семестр) фак. дошкольного и начального образования по спец. 030900 «Дошкольная педагогика и психология» (дневное и заочное обучение) / Сост. И. А. Липчанская; Науч. ред. М. В. Корепанова. — Волгоград: Перемена, 2004. — 32 с.

Представлена программа психолого-педагогического практикума, включает следующие темы: «Нормативно-правовое обеспечение дошкольного учреждения в условиях модернизации», «Экспертная и предпринимательская деятельность в ДОУ». В приложении дан методический материал в виде таблиц для выполнения практических заданий. Приведен список литературы.

СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи психолого-педагогического
практикума................................................................. 3
Тематический план для студентов стационара
5-го курса....................................................................4
Тематический план для студентов ОЗО 4-го курса
(4-леток)....................................................................... 5
Тематический план для студентов ОЗО 4-го курса
(5-леток)....................................................................... 5
Содержание лабораторно-практических занятий .............6
Литература..................................................................15
Приложения ...............................................................18


Методическая разработка по выполнению курсовых и дипломных работ по теории и методике экологического образования детей / Сост. Л.Б. Черезова. - Волгоград, 2002. - 26 с.

Методическая разработка включает требования к курсовым и дипломным работам но теории и методике экологического образования детей, методику их выполнения и примерную тематику работ для студентов стационара и ОЗО. Может быть полезна для студентов, выполняющих работы по другим дисциплинам на кафедре педагогики дошкольного образования ВГПУ.

СОДЕРЖАНИЕ
Общая часть............................................................................................3
Технология подготовки и написания рукописи.................................4
Примерные темы работ по теории и методике экологического образования детей............................................................................... 15
Приложения......................................................................................... 19



Лабораторно-практические занятия по курсу «Основы педагогического мастерства»: Методическая разработка.

Составитель О.В. Гончарова. – Волгоград: Перемена, 2004. – 40 c.

Рецензенты: М.В. Корепанова, проф., доктор пед. наук, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования ВГПУ; Ю.С. Богачинская, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики ВГПУ.

Представленная разработка лабораторно-практических занятий связана с теоретическим курсом. Пособие составлено в целях оказания помощи студентам при подготовке к семинарско-практическим занятиям. Оно поможет студентам на основе самостоятельного изучения психолого-педагогической литературы выработать способы индивидуального овладения системой профессиональных умений, педагогической техникой и основами педагогического артистизма как необходимого компонента педагогического профессионализма и мастерства, приобрести и углубить знания о теоретических основах и методах саморазвития, самопознания, самосовершенствования.
Для студентов I курса дошкольного отделения очной и заочной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................ 3
Тема 1. Педагогическое мастерство и его компоненты. Педагогическая деятельность...................................................................... 4
Тема 2. Педагогическая техника как компонент педагогического мастерства и основа для овладения технологией педагогического общения.............................,..............................................8
Тема 3. Педагогический артистизм как неотъемлемый компонент педагогического профессионализма и мастерства............ 12
Тема 4, Мимическая и пантомимическая выразительность
в педагогической деятельности........................................................ 17
Тема 5. Речевое искусство. Основы техники и культуры
речи педагога...................................................................................... 20
Тема 6. Техника физической и психологической саморегуляции педагога.................................................................................... 24
Тема 7. Мобилизация творческого самочувствия учителя............ 28
Тема 8. Профессионализм, саморазвитие личности педагога...... 33
Тема 9. Конкурс педагогического мастерства.............,.................. 37
Вопросы к зачету по курсу «Основы педагогического
мастерства»......................................................................................... 38



Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания детей. Методическая разработка по курсу «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников»

Составитель О.В. Гончарова. – Волгоград: Перемена, 2005. – 40 c.

Рецензенты: М.В. Корепанова, проф., доктор пед. наук, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования ВГПУ; Ю.С. Богачинская, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики ВГПУ.

Пособие составлено в целях оказания помощи студентам при подготовке к семинарско-практическим занятиям. Представленная разработка связана с теоретическим курсом и призвана ликвидировать недостаток и труднодоступность литературы по проблеме отечественных и зарубежных систем музыкального воспитания детей. Она поможет студентам приобрести и углубить знания о теоретических основах, методах и приемах музыкального воспитания детей, выработать способы индивидуального овладения системой музыкально-педагогических умений.
Для студентов III - IV курса дошкольного отделения очной и заочной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................,....................................................3
Зарубежные системы музыкального воспитания детей................4
Система музыкального воспитания 3. Кодая........................4
Система музыкального воспитания К. Орфа......................11
Система музыкального воспитания Э. Жак-Далькроза.....16
Система музыкального воспитания Шиничи Судзуки...... 18
Отечественные системы музыкального воспитания детей........ 22
Система музыкального воспитания Д.Е. Огороднова...... 22
Система музыкального воспитания В,В. Емельянова........27
Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского.....30
Современные отечественные системы музыкального
воспитания детей..........................................................................34
Задания для самостоятельной работы......................................... 37
Литература....................................................................................38



Методическая разработка к семинарским занятиям по теории и методике развития речи у дошкольников (специальность 030900 -- «Дошкольная педагогика и психология»). — Ч. 1 / Сост. С. А. Шатрова.
Волгоград: Перемена, 2004. — 48 с.

Семинарские занятия связаны с теоретическим курсом обучения. Представленная разработка поможет студентам на основе самостоятельного изучения психолого-педагогической и методической литературы углубить знания об основах и методах речевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Для студентов III курса очной формы обучения факультета ПиМНО и ДВ (6-й семестр) по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Английский язык».


СОДЕРЖАНИЕ
Общая часть................................................................ 3
Тема 1. Родной язык в системе дошкольного
образования..................................................................6
Тема 2. Становление теории и методики развития
речи детей как науки..............................................—12
Тема 3. Развитие речи детей раннего возраста...............17
Тема 4. Методика развития детского словаря.................19
Тема 5. Методика формирования грамматического строя речи............................................................................25
Тема 6. Методика воспитания звуковой культуры речи
у детей........................................................................30
Тема 7. Методика развития связной речи.....................34
Вопросы к зачету по ТиМРР.........................................45



Семинарские занятия по ознакомлению с окружающим миром, методике развития речи у дошкольников: Метод, разраб. для студентов факультета ПиМНО и ДВ (II курс, 4-й семестр) по специальности 032000 — «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Сост. С. А. Шатрова. — Волгоград: Перемена, 2005. — 53 с.

Семинарские занятия связаны с теоретическим курсом обучения. Представленная разработка поможет студентам на основе самостоятельного изучения психолого-педагогической и методической литературы углубить знания об основах и методах речевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Для студентов II курса очной формы обучения.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................... 3
Тематический план ....................................................................... 4
Содержание курса..........................................................................7
Тема 1. Теоретические и методологические основы МРР. Ознакомление с окружающим миром..........................................7
Тема 2. Формирование представлений о предметном
и социальном мире дошкольников.............................................15
Тема 3. Особенности организации работы в
специальном дошкольном учреждении......................................20
Тема 4. Особенности словарной работы....................................25
Тема 5. Методика формирования грамматического
строя речи. Словообразование...................................................29
Тема 6. Особенности формирования связной речи.................. 34
Тема 7. Диагностика речевого развития детей
дошкольного возраста.................................................................39
Тема 8. Планирование и учет работы педагогом по
развитию речи и ознакомлению с окружающим
миром дошкольников.................................................................43
Тема 9. Особенности речи педагога, работающего
с детьми в специальном ДОУ.....................................................45
Задания для самостоятельной работы студентов...................47
Вопросы к экзамену.....................................................................47




Экологическое образование детей: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 156с. - (Приложение к журналу «Учебный год», №13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1).

Рассматриваются теоретические и практические вопросы экологического образования детей, представлены работы ученых, педагогов и студентов.
Для педагогов образовательных учреждений и студентов, обучающихся по дисциплинам «Теория и методика экологического образования детей». «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». «Методика преподавания естествознания», «Основы естествознания с методикой преподавания», «Основы экологического образования», «ТКО природоведения», «Зоология с основами экологии», «Ботаника с основами экологии» (специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Сурдопедагогика». «Олигофренопедагогика», «Специальная педагогика», «Педагогика начального образования»),

СОДЕРЖАНИЕ
Рыжова Н. А. Введение.............................................. 4
РАЗДЕЛ 1.Теоретические аспекты экологического образования детей
Рыжова Н. А. Экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника................. 16
Рыжова Н, А., ДремлюгаВ. Н., Черезова Л. Б. Педагог-эколог в детском саду: права и обязанности..................... 20
Чупрына Л. В. Система работы руководителя по организации процессов проектирования и развития образовательного учреждения экологической направленности................. 27
Тютюнщикова И. В. Компьютерные игры и познавательное
развитие ребенка....................................................... 35
РАЗДЕЛ 2. Из опыта работы по экологическому образованию дошкольных образовательных учреждений и начальной школы
Анцыперова Т. А. Игра-викторина «Мир комнатных растений» ...................................................................... 47
Бедкина А. Использование настольно-печатных игр природоведческого содержания в экологическом образовании..... 49
Бедкша А. Опыты по выяснению свойств воды................ 54
Черезова Л. Б. Занятие на тему «Степь весной» (подготовительная к школе группа)............................................. 55
Подлесная Н. А. Загадки лесной поляны. Конспект занятия по экологии комплексного типа с подгруппой детей 5-6 лет 65
Ситчихина Е. Экологическая тропинка в помещении детского сада.............................................................. 71
Мир природы в загадках. (Подготовили студенты кафедры педагогики дошкольного образования ВГПУ)............... 81
Экологические сказки................................................ 88
Чернецкая К. Сказка о кофейном дереве......................... 88
Карпова В. Путешествие лягушонка.............................. 89
Журавлева О. Винни-Пух ищет мед............................... 90
Горбункова А. Снежинки............................................ 92
Батракова М. Сказка про «неживой» кокон, ставший прекрасной бабочкой.........................................,.........93
Машкова С. В., Руднянская Е. И. Использование учебной экологической тропы балки Григорова в экологическом
образовании младших школьников,............................... 94
Руднянская Е. И., Ляшенко Е. А. Урок-путешествие по страницам Красной книги как форма экологического образования в начальной школе.......................................... 101
МагомедоваЛ. П. Внеклассное занятие экологической направленности на английском языке «Экскурсия в зоопарк»..................................................................... 108
Ласкина Л.Д. Интегрированный урок математики с элементами экологии...................................................... 114
Лозовая Л. В. Музыкально-театрализованная композиция
для младших школьников «Птицы - наши друзья»............ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1. Модель дошкольника (ЧупрынаЛ. В.)..... 132
Приложение № 2. Модель младшего школьника (ЧупрынаЛ. В.).................................................................. 133
Приложение № 3. Модель организационной структуры управляющей системы начальной школы-детского сада
№3 (ЧупрынаЛ. В.).................................................. 134
Приложение № 4. Список животных, упоминаемых в учебниках по природоведению для начальной школы
(ЧерезоваЛ.Б.).................................................................. 135
Приложение № 5. Список растений, грибов и животных,
упоминаемых в программе «Детство» (ЧерезоваЛ. Б.)....... 143
Приложение № 6. Список растений и животных, упоми-.
наемых в программе «Радуга» (Черезова Л. Б.)................. 147
Приложение № 7, Экологический паспорт животного (Черезова Л. Б.)............................................................. 148
Приложение № 8. Экологический паспорт растения (ЧерезоваЛ. Б.),............................................................... 149
Приложение № 9. Паспорт комнатного растения (ЧерезоваЛ. Б.).................................................................. 150
Приложение № 10. Условные обозначения для экологического паспорта комнатного растения (ЧерезоваЛ, Б.)........, 151




Формирование экологической культуры в семье: Сб. матер, по итогам Всерос. заочн. науч.-практ. конф. / Под ред. Л. Б. Черезовой. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 92 с. - (Приложение к журналу «Учебный год», №26. Серия «Экологическое образование». Вып. 2).

В сборнике рассматриваются теоретические и практические вопросы эколо-ческого образования детей в семье, представлены работы ученых, педагогов образовательных учреждений различного уровня.
Для педагогов образовательных учреждений и студентов.
________
СОДЕРЖАНИЕ
Черезова Л. Б. Предисловие....................................... 4
Рыжова Н. А. Основные направления работы с семьей
(программа «Наш дом - природа»)................................ 7
Зебзеева В. А. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам экологического
развития детей......................................................... 14
Фаткуллина Л. К. Взаимодействие школы и семьи в экологическом образовании младших школьников.................. 36
Атиева Г. 3. Роль руководителя дошкольного учреждения
в экологическом образовании родителей........................ 39
Сапоговская Е. В. Экологическая культура молодых родителей, как условие развития экологического сознания будущего поколения.................................................... 42
Кадышкина В. Л., Артамонова 3.А. Воспитание любви к
природе через экологические акции.............................. 48
Анцыперова Т. А. Сезонные журналы - форма работы с
родителями............................................................. 54
Артамонова В. А.. Бурмистрова И. К. Формирование экологической культуры в семье....................................... 57
Руднянская Е. И., Коновалова Е. И. Совместная внеурочная работа родителей и детей как условие формирования начал экологической культуры общения с природным окружением............................................................... 63
Черезова Л. Б. Экологическое образование ребенка в семье
и Интернет.............................................................. 66


Теория и практика непрерывного образования дошкольников и младших школьников в современных условиях: Сб. науч. ст. / Науч. ред. М. В. Корепанова.— Волгоград: Перемена, 2001.— 272 с.

Представлены материалы, освещающие вопросы развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе непрерывного образования. Анализируются проблемы и достижения современной науки и практики но реализации целей непрерывного образования.
Сборник составлен по материалам межрегиональной научно-практической конференции, проходившей в Волгограде 10—11 октября 2000 г.
Адресован специалистам, работающим в сфере образования, студентам, аспирантам, преподавателям.

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Педагогические аспекты проблемы непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного
возраста .................................................................................3
Часть 2. Технологическое решение проблемы непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста..............................................................................................102
Часть 3. Психологические аспекты обучения и воспитания
детей в условиях непрерывного образования............................... 200