Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Кафедра ЕМД

Научно-исследовательская работа студентов кафедры в 2003 году

История создания кафедры  НИР преподавателей

 

    В 2003 году на кафедре успешно защищено 43 выпускных квалификационных работ по методике преподавания математики в начальной школе на стационаре и ОЗО ( научные руководители В.В. Зайцев, Е.П. Гладышева, Ю. О. Бирюкова, Т. К. Смыковская, О. В. Науменко). Профессором В. В. Зайцевым осуществляется руководство магистрант-скими работами по профилю кафедры. За отчетный период прошли успешную защиту 2 магистрантские работы: Чандра Маргарита «Оценка качества образовательной деятельности начальной школы», Жданова Людмила «Личностное развитие младших школьников в условиях вариативных систем начального образования». В 2003 – 2004 учебном году руководство дипломными работами по методике преподавания природоведения стали осуществлять преподаватели секции «Естествознание»: Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, С. В. Машкова.

    Большинство научных студенческих работ носит исследовательский характер и имеет практическую значимость. Исследования, проводимые в рамках курсовых работ, в большинстве случаев находят свое продолжение в выпускных квалификационных работах. Ряд студентов - дипломников продолжают разработку темы исследования после окончания университета, внедряя результаты научной работы в свою педагогическую деятельность. Например, Смирнова Наталья, работая в школе № 27, продолжает работу по формированию у учащихся природоведческих представлений и понятий (руководитель Руднянская Е. И.), Батаева Татьяна, учитель Добринской СОШ Урюпинского района, разрабатывает методику организации наблюдений в природе (руководитель Руднянская Е. И.), Скачкова Ирина продолжает разрабатывать тему своей дипломной работы «Формирование навыков самоконтроля у младших школьников на уроке математике» в школе г. Фролово ( руководитель Науменко О. В.), а учитель МОУ СШ № 17 г. Палласовки Сильченко Светлана продолжает работать над приемами активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики (руководитель Науменко О. В.) и т. д.

    Одним из направлений работы кафедры является НИР студентов на базе экспериментальных школ и учебно-воспитательных комплексов (Лицей № 2, гимназия №1,СШ № 45, СШ № 40, СШ № 18, гимназия № 4, и т.д.) В школе-сад № 3 Дзержинского района студенты проводят исследования по экологическому образованию детей ( руководитель Машкова С. В.), в гимназии №4 Ворошиловского района – по методике построения интегрированных уроков в начальной школе, в школе № 40 Дзержинского района – разрабатываются нестандартные приемы организации уроков математики в начальной школе (руководитель Науменко О. В.). 

    С целью исследования наиболее актуальных вопросов современного начального образования на кафедре созданы проблемные группы. В течении нескольких лет Е. О. Ткаченко вместе со студентами разрабатывает проблему изучения различных систем счисления в начальной школе. Особую активность в этом году проявили студенты 5 курса Кирова Светлана и Судникова Екатерина. Студенты, работающие в проблемной группе Машковой С. В., занимаются разработкой содержания и технологий экологического образования и воспитания учащихся младших классов. В этом году отлично защищенные курсовые по вопросу экологизации образовательного процесса в начальной школе Именновой Ольги на тему «Методика организации экологических экскурсий в природу» и Меркуловой Валентины на тему «Формирование природоведческих представлений и понятий» по-служили основанием для продолжения дипломных исследований по этим темам. С целью обеспечения интеграции математических и методических знаний у студентов 2 курса создана проблемная группа под руководством Гладышевой Е. П. Результаты этой работы были представлены на ежегодной студенческой научной конференции в докладах Свиродовой М. (П-22 ), Квасюк Н. (П-21), Нестеровой Ю. (П-21), Инякиной С. (П-21). О.В. Науменко руководит проблемной группой студентов 4 и 5 курсов «Нестандартные приемы организации урока математики в начальной школе». Особенно активно разрабатывали это направление Кирова Светлана (П-43), Колосова Анна (П-42), Шершицкая Елена (П-53), Гаврилюк Наталья (П-52). Руднянская Е.И. на протяжении 5 лет организует работу по проблеме интеграции природоведческих знаний. Студенты под ее руководством разрабатывают содержание и методику интегрированных уроков, выполняют квалификационные работы на соответствующие темы (Именнова Ольга П-54, Рязанцева Вера П-54, Шишкевич Екатерина П-53). В.В. Зайцев руководит проблемной группой на базе Михайловского филиала ВГПУ, разрабатывая вопросы обучения математике младших школьников в условиях вариативных систем начального образования. Сурагина С.А. руководит группой студентов в эксперименте «Использование мохообразных Волгоградской области как почвопокровных растений в ботаническом саду ВГПУ». 

    В 2003 году студенты принимали активное участие в работе ряда конференций. В работе LV 1студенческой научной конференции выступили с докладами все студенты – дипломники, а также студенты, работающие над курсовыми исследованиями. Лучшие выступления были отмечены премиями: Кирова С., Колосова А., Кострыкина Ю. Шишкевич Е. Потапова Любовь (СП-41) под руководством Науменко О. В. выступила с докладом «Изучение уровня тревожности в период внедрения ЕГ» на VIII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (ноябрь 2003г). В апреле 2003 года группа студентов приняла активное участие в городской конференции учителей по теме: «Методика построения интегрированных уроков в начальной школе» (руководитель Руднянская Е.И.).

    В отчетный период были изданы тезисы доклада на VII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (12-15 ноября 2002 г) студентки СП-21 Науменко Надежды «Сказка как одно из средств морально–волевых качеств подрастающего поколения» (руководитель Науменко О. В.). В 2003 году вышла статья Смирновой Натальи (П-52) «Формирование природоведческих понятий в процессе обучения младших школьников» по результатам конференции: «Теория и практика построения современных образовательных технологий». Тезисы докладов и сообщений. Волгоград: «КОЛЛЕДЖ» 2002г (руководитель Руднянская Е.И.). В сборнике статей «Современные проблемы методики преподавания математики» (Волгоград, ВГИПК РО, ч. 2. выпуск № 5, 2003 год) вышла статья Гречко Анны П-52 на тему «Использование групповых форм работы при изучении арифметических действий в начальной школе» (руководитель Смыковская Т. К.). Работа Кировой Светланы (П-54) «Приемы повышения вычислительной культуры млад-ших школьников» (руководитель Науменко О. В.) была подана на конкурс, по итогам которого студентка получила звание «Студент –исследователь». 

    На кафедре имеется информационно-методическая поддержка для успешной реализации НИРС: изготовлен стенд с требованиями и рекомендациям по НИРС, имеется методическая и теоретическая литература для исследовательской работы студентов. В июне 2003 года кафедра оформила факультетский стенд по результатам ежегодной студенческой конференции и по итогам выпускных квалификационных работ.