Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Кафедра ЕМД

Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры

История создания кафедры  НИРС 2003

 

    Исследовательская работа преподавателей кафедры осуществлялась в рамках внутривузовской научной программы «Разработка теоретико-методологических основ целостного педагогического процесса в школе и вузе» РК № 01.20.0002252 по следующим направлениям:

  1. Педагогические и методические основы развития личностной свободы школьника и студента (проф. В.В. Зайцев);
  2. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе по альтернативным методическим системам (доц. Е.И. Руднянская);
  3. Технологии личностно-развивающих педагогических средств в учебном процессе в начальных классах (доц. Семикин Д.В.);
  4. Научно-методическое обеспечение подготовки будущего учителя начальных классов в современных условиях (доц. Бирюкова Ю.О., ст. преп. Е.О. Ткаченко);
  5. Дидактические условия формирования экологически сообразного поведения (ЭСП) у младших школьников (ст. преп. С.В. Машкова);
  6. Научно-методическое обеспечение подготовки будущего учителя в совре-менных условиях (ст. преп. Гладышева Е.П.);
  7. Технологии личностно-развивающих педагогических средств в целостном учебно-воспитательном процессе адаптивных классов (доц. Науменко О.В.);
  8. Изучение бриофлоры территории Нижнего Поволжья (доц. С.А. Сурагина). 

    Исследование С.А. Сурагиной проводились по теме, утвержденной на заседании Ученого совета ГБС РАН (протокол № 1 от 09.01.1997г.). Тема соответствует плану научных исследований ГБС РАН по программе «Анализ интродукционных ресурсов природной флоры» («Составление флоры мхов Центральной России»). Тема работы включена в координационный план РАН по проблеме «Растительный мир: изучение, охрана и рациональное использование». В 2001-2003 календарных годах работа поддержана грантом РФФИ «Поддержка молодых российских ученых».

Задачи НИР кафедры:

bulletразработка концепции построения начального образования на основе принципа свободы;
bulletразработка основ профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов к работе по альтернативным программам по математике и природоведению;
bulletподготовка студентов к работе по формированию экологически сообразного поведения младших школьников;
bulletразработка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы на занятиях природоведения в начальной школе;
bulletразработка основ технологии образования школьников в условиях адаптивной школы.

Условия выполнения НИР:

    В 2003 году в выполнении научно-исследовательской работы участвовало: 2 профессора (В.В. Зайцев, Смыковская Т.К.), 5 доцентов (Е.И. Руднянская, Д.В. Семикин, Ю.О. Бирюкова, С.А. Сурагина, О.В. Науменко), 3 старших преподавателя (Е.П. Гладышева, Е.О. Ткаченко, С.В. Машкова). 
Исследовательская работа проводилась как на факультете ПиМНО и ДВ, так и в школах г. Волгограда (гимназии №10 и №4, школы № 134, 51, 92, 96, 84, 40 и др.) и области, в которых студенты проходили педагогическую практику, а преподаватели встречались с педагогами на лекционно-семинарских занятиях в период их курсовой подготовки по повышению педагогической квалификации.

Результаты выполнения НИР:

    В течение 2003 года кафедра продолжала работа в рамках общеуниверситетской темы "Разработка теоретико-методологических основ целостного процесса в школе и вузе. Личностно-ориентированные технологии образования". Промежуточные итоги исследовательской работы преподавателей кафедры в 2003 г. подводились на следующих конференциях семинарах:

bulletежегодная научная конференция ВГПУ (февраль 2003 г., все преподаватели); 
bulletнаучно-практической конференции «Российское образование в условиях модернизации: современное состояние и направления совершенствования» (17 января 2003 г., г. Волгоград, ВСПК; Науменко О.В., Бирюкова Ю.О., Ткаченко Е.О.);
bulletнаучно-практической конференции «Новые технологии обучения математике в условиях модернизации школьного математического образования» (26 января 2003 г., г. Волгоград, ВСПК; Зайцев В.В., Науменко О.В., Гладышева Е.П., Би-рюкова Ю.О., Руднянская Е.И., Семикин Д.В.);
bulletХ годичное собрание Южного отделения РАО и ХХII региональные психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных сис-темах Южно-Российского региона» (май 2003 г., г. Сочи; Семикин Д.В., Зайцев В.В., Науменко О.В.);
bulletXIIII Краеведческих чтениях (15 февраля 2003 г., г. Волгоград, краеведческий музей; Машкова С.В., Руднянская Е.И., Семикин Д.В.);
bulletнаучно-практическая конференция в г. Михайловка (Руднянская Е.И.).
bullet«Интегрированные уроки в начальной школе» (март 2003 г., г. Волгоград; Руд-нянская Е.И.);
bullet«Интегрированное обучение» (февраль 2003 г., Дзержинский р-н г.Волгограда; Руднянская Е.И);
bullet«Интегрированное обучение» (апрель 2003 г., Ворошиловский р-н г.Волгограда; Руднянская Е.И);
bullet«Проблемы инновационных технологий» (в течение года, ВГПУ, рук. М.В. Ни-колаева; Руднянская Е.И., Ткаченко Е.О., Бирюкова Ю.О.);
bulletВсероссийский методологический семинар «Методология диссертационных ис-следований» (май 2003 г.,ВГПУ; Зайцев В.В., Машкова С.В., Гладышева Е.П., Науменко О.В.);
bulletТворческая лаборатория ЛОО (в течение года, ВГПУ, рук. В.В. Сериков; Машко-ва С.В.).