Институт ДНО и СП Главная Навигатор Глоссарий

Домой ] Вверх ] [ Россия ] Канада ] Австралия ] Европа ] США ]

Официальные организации
Образовательные структуры
Профессиональные объединения
Дистанционные проекты
Периодика
Библиотеки

Россия

fg_russi.gif (1292 байтов)

        Процесс развития ДО в России только начинается. Количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ на начало 1997 года составило по подсчетам Андреева А.А около 117. Большой вклад в дело его развития внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), ЕАДО, Ассоциация международного образования и Рос НИИ Информационных Систем. Активно ведутся работы, направленные на развитие Единой Системы Дистанционного Образования в России, разработан проект соответствующей Федеральной программы, определяющей цели задачи, методы, этапы и направления работы в этой области и основанной, как на позитивном опыте зарубежных стран, так и на специфике национальной системы образования; создан Федеральный Центр ДО в МЭСИ.

        В 1994-96 годов в Москве прошли международные конференции по дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты США, Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии, России и др. Значительный вклад в обеспечение организационной и научной поддержки ДО внесли Всероссийские конференции по дистанционному образованию, организуемые Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики.

        Процесс развития ДО в России сдерживается традиционными для России причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей.

        Тем не менее, в Московском энергетическом институте (ТУ) на кафедре радиосистем успешно дистанционно обучались студенты из Рязанского института радиоинженеров (г. Рязань) и Марийского политехнического института (г. Йошкар-Ола). В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в университет из числа школьников, проживающих в удаленных районах России. В Московском государственном индустриальном университете ДО используется в экспериментальном порядке для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний. Стали уже классическими примеры экспериментального ДО в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ).

        Активно внедряются технологии ДО в МГУ, МАИ, МИЭМ, МЭСИ, Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах.

        Санкт-Петербургский государственный технический университет (СктПтб ГТУ) в рамках программы "Университеты России" обеспечил участие в ряде международных семинаров и телеконференций университетов Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Польши и др., проводимых с использованием телевизионных спутников консорциумов EUTELSAT и INTELSAT. Совместно с Университетом Версаль-Сан-Контен (Франция) был организован ряд теле семинаров с передачей ТВ-сигнала через спутник EUTELSAT II F-1 непосредственно на приемный центр СПб ГТУ.

        Британские образовательные услуги уже несколько лет успешно продвигаются на российский образовательный рынок партнером Открытого Британского Университета - Международным Центром ДО “ЛИНК”.

        Недавно организованные Российско-финская и Российско-немецкая телеакадемии, обладая современным уровнем компьютерного и телекоммуникационного оборудования, активно внедряются в российский образовательный рынок. Например, Телематическая Академия “ТЕЛЕВАЙЗ”, которая создана рядом государственных и негосударственных образовательных учреждений России и Финляндии, а также Фондом ТЕЛЕВАЙЗ, учрежденным для развития совместных проектов в области образования и развития СДО, располагает специально оборудованными современными средствами информационных технологий помещениями. В них проводятся аудио и видеоконференции и учебные занятия с использованием телекоммуникаций и технологий мультимедиа. В Телеакадемии организованы курсы по повышению квалификации и переподготовке преподавателей в области применения телекоммуникаций и технологий мультимедиа в образовательном процессе, проводится обучение молодежи по новым специальностям с сертификацией диплома в учебных заведениях Финляндии, периодически организуются международные и российские научно-практические семинары по ДО с использованием видеоконференций и предоставляются другие услуги.

        Необходимо отметить, что в практике использования телекоммуникаций в образовательных целях много сделано общеобразовательными школами. Примером может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) - первая экспериментальная компьютерная сеть, которая была создана в 1989 году в рамках проекта ШЭП - "Школьная электронная почта". Проект ШЭП создал прецедент использования компьютерных сетей и проведения телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим возможностям этой информационной технологии среди педагогической общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев, исследователей.

        В этом же направлении большую работу проводят в Институте проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) А.А. Федосеев и Д.А. Богданова.

        Большая работа по педагогическому обеспечению СДО ведется в Российской академии образования (РАУ). Так, лаборатория средств и педагогических технологий Института общего и среднего образования, под руководством Е.С. Полат разрабатываются теоретические основы и практические курсы для ДО. В Институте информатизации РАО под руководством И.В. Роберт проводятся исследования в области создания единого информационного образовательного пространства России и стран СНГ, ведутся конкретные разработки по использованию телекоммуникаций для развития идей дифференцированного образования, а также в области организации инфраструктуры образовательного пространства школа - педвуз - аспирантура.

        В Российской таможенной академии разрабатывается концепция создания СДО состоящая из Центра ДО и сети региональных таможенных центров. В методическом отделе образовательных технологий разработаны и апробированы учебно-методические материалы для ДО, в процесс обучения введены учебные курсы в мультимедийной среде, реализовано применение видеоконференций в образовательном процессе.

        Внедрение технологий ДО в образовательный процесс на среднем профессиональном уровне успешно проводит негосударственное образовательное учреждение “ТАНТАЛ”.