Лаборатория
экологического образования детей
Документы
15 мая 2003 года N 825-ОД
ЗАКОН
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
областной Думой
17 апреля 2003 года
Настоящий Закон устанавливает принципы и особенности
организации и развития системы всеобщего и комплексного экологического
образования и формирования экологической культуры населения на территории
Волгоградской области в целях реализации государственной политики в сфере охраны
окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
экологическое образование - целенаправленный процесс формирования ценностных
ориентаций и норм поведения, воспитания и обучения населения основам
экологических знаний, умениям и навыкам в сфере охраны окружающей среды и
рационального природопользования в целях удовлетворения потребностей настоящего
и будущих поколений, укрепления правопорядка и обеспечения экологической
безопасности;
экологическое сознание - совокупность и уровень представлений и
мировоззренческих позиций по отношению к окружающей среде, организации
жизнедеятельности на основе природосберегающих стратегий и технологий;
экологическое поведение - совокупность действий и поступков людей,
непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду и
использованием природных ресурсов, определяющихся уровнем экологического
сознания человека и освоенными практическими умениями в сфере
природопользования;
экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и
целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к
окружающей среде;
экологическое просвещение - распространение знаний об экологической
безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании
природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения;
система экологического образования - достаточная для реализации целей и задач
непрерывного экологического образования совокупность необходимых и
взаимодействующих организационных форм, включающая в себя инфраструктуру
экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативное
правовое управление, научно - методическое и информационное обеспечение и
экономическую составляющую, а также распространение экологических знаний
(средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения,
организации спорта и туризма);
экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического
поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе
ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на
основе экологических знаний, навыков и умений.
Статья 2. Основные цели и задачи экологического образования в Волгоградской
области
1. Основными целями экологического образования в Волгоградской области являются:
повышение экологической культуры, образовательного уровня, профессиональных
навыков и знаний населения в сфере экологии;
обеспечение устойчивого социально - экономического развития региона,
своевременного выявления и устранения причин антропогенного воздействия на
окружающую среду.
2. Основными задачами экологического образования в Волгоградской области
являются:
развитие системы всеобщего и комплексного экологического образования и
просвещения;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей
среды и устойчивого социально - экономического развития региона в учебные планы
на всех уровнях образовательного процесса;
подготовка и переподготовка в сфере экологии педагогических кадров для всех
уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том
числе по вопросам экологической безопасности;
государственная поддержка экологического образования и просвещения;
разработка стандартов экологического образования, ориентированных на разъяснение
вопросов экологической безопасности и устойчивого социально - экономического
развития региона;
развитие системы подготовки должностных лиц, повышения квалификации специалистов
природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
повышение роли особо охраняемых природных территорий как эколого -
просветительских центров;
включение вопросов формирования экологической культуры, экологического
образования и просвещения в областные целевые программы (подпрограммы);
информированность населения об экологическом состоянии региона;
информированность должностных лиц в сфере охраны окружающей среды, рационального
природопользования, экологической безопасности, ответственности за экологические
нарушения, а также обучение их методам управления с учетом экологического
фактора;
освещение вопросов экологии в средствах массовой информации.
Статья 3. Основные принципы экологического образования
Основными принципами экологического образования являются:
гарантированность и всеобщность приобретения основ экологических знаний;
обязательность включения основ экологических знаний в систему образования;
системность получения экологических знаний;
участие общественных объединений и граждан в реализации государственной политики
в сфере экологического образования;
взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления
Волгоградской области, специально уполномоченных государственных органов
Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, учебных
заведений, учреждений и организаций, ведающих вопросами образования и культуры,
общественных объединений и граждан в сфере экологического образования;
гласность в вопросах экологии и реализации программ (подпрограмм) экологического
образования;
приоритетность экологического образования как гуманитарного и социоестественного
компонентов общего и профессионального образования;
преемственность национального и мирового опыта в сфере экологического
образования;
единство культурного и экологического образовательного пространства;
адаптированность системы экологического образования в системе общего
образования;
преемственность экологических образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различного уровня.
Статья 4. Экологическое образовательное и информационное пространство
Экологическое образовательное и информационное пространство состоит из системы:
образовательных учреждений;
средств массовой информации;
объектов производства и сферы услуг;
учреждений культуры, искусства и отдыха;
учреждений спорта и туризма;
природных (заповедников, природных парков, памятников природы и др.) и историко
- архитектурных комплексов;
городских и сельских территорий;
иных сфер жизнедеятельности людей, служащих вместе с сетью образовательных
учреждений целям формирования в реальных условиях экологической культуры
общества и человека.
Статья 5. Основные организационные формы экологического образования
1. Основными организационными формами экологического образования являются:
очная, очно - заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование,
самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса;
эколого - просветительская работа, включающая в себя распространение
экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры,
природоохранные учреждения, организации спорта и туризма;
экологическая пропаганда.
2. Организационные формы экологического образования должны учитывать особенности
различных возрастных категорий, профессиональной ориентации населения.
Статья 6. Система экологического образования
Экологическое образование как один из элементов общего образования и
профессиональной подготовки кадров в Волгоградской области представляет собой
единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую:
дошкольное образование;
образование учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного
образования детей;
подготовку специалистов в сфере охраны окружающей среды со средним специальным и
высшим образованием;
природоохранную подготовку специалистов различных профессий;
повышение квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов народного
хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовского образования;
подготовку кадров высшей научной квалификации;
подготовку специалистов в сфере экологического просвещения.
Статья 7. Полномочия Волгоградской областной Думы в сфере экологического
образования
К полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере экологического образования
относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере экологического
образования и контроль за их исполнением;
утверждение областных целевых программ в сфере экологического образования и
контроль за их исполнением;
иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и
законодательством Волгоградской области.
Статья 8. Полномочия главы администрации Волгоградской области в сфере
экологического образования
К полномочиям главы администрации Волгоградской области в сфере экологического
образования относятся:
разработка и обеспечение реализации областных целевых программ в сфере
экологического образования;
организация и обеспечение системы всеобщего и комплексного экологического
образования;
утверждение и реализация планов по экологическому образованию;
установление порядка подготовки, переподготовки и аттестации должностных лиц и
специалистов учреждений и предприятий, связанных с деятельностью, оказывающей
вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на территории
Волгоградской области;
научное, информационное и учебно - методическое обеспечение системы всеобщего
комплексного экологического образования;
обеспечение и стимулирование информирования населения по вопросам экологии и
рационального природопользования.
Статья 9. Права граждан и общественных объединений в сфере экологического
образования
Граждане и общественные объединения в сфере экологического образования имеют
право:
вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в
сфере экологического образования;
участвовать в разработке проектов программ и планов по экологическому
образованию и в их реализации;
участвовать в формировании активной общественной позиции в сфере экологического
образования, экологической безопасности и сохранения окружающей среды;
запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую
информацию, необходимую для осуществления деятельности по экологическому
образованию;
реализовывать интерактивные образовательные технологии посредством организации
тренингов и обучающих семинаров;
организовывать выставки и презентации экологических программ и учебно -
просветительских материалов;
проводить информационные и иные кампании с целью формирования и повышения
правовой и экологической культуры населения.
Статья 10. Обеспечение экологического воспитания и образования в образовательных
учреждениях
1. Обеспечение экологического воспитания и образования в образовательных
учреждениях осуществляется в рамках образовательных программ в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации и законодательством
Волгоградской области, в которых предусматривается преподавание основ
экологических знаний с учетом регионального экологического фактора.
2. Образовательные экологические программы дошкольного, начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования являются
преемственными.
3. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях могут организовываться детские
экологические организации, экологические лагеря, экспедиции, походы и экскурсии.
4. В учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального образования осуществляется эколого - ориентированная
подготовка специалистов путем введения соответствующих курсов и вовлечения
учащихся и студентов в практическую природоохранную деятельность, в том числе
посредством создания научных экологических школ, "малых академий", проведения
семинаров, конференций и конкурсов, а также профессиональная подготовка
специалистов - экологов на специальных отделениях, курсах и факультетах.
5. Высшие учебные заведения и учреждения дополнительного образования организуют
специализированные экологические курсы послевузовского профессионального
образования для должностных лиц, контролирующих деятельность организаций и
предприятий, оказывающих вредное влияние на окружающую среду, с выдачей им
соответствующих документов (сертификатов).
Статья 11. Обеспечение экологического просвещения
1. Экологическое просвещение населения обеспечивается через средства массовой
информации, музеи, библиотеки, эколого - просветительские центры, лектории,
экологические инициативы и акции, конференции и выставки.
2. Публичные и научные библиотеки, библиотеки образовательных учреждений и
общественных организаций, краеведческие музеи являются центрами распространения
и пропаганды экологических знаний, комплектуют соответствующие фонды,
целенаправленно проводят мероприятия по экологическому просвещению населения в
соответствии с их профилем.
3. Государственные природные заповедники, национальные и природные парки,
ботанические сады, детские эколого - биологические центры, станции юных
натуралистов осуществляют эколого - просветительскую деятельность посредством
создания соответствующих центров, музеев природы, экологических троп,
экологических лагерей, развития экологического туризма и других эффективных форм
экологического просвещения.
Статья 12. Финансирование экологического образования и просвещения
Финансирование экологического образования и просвещения осуществляется за счет
источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
15 мая 2003 года
N 825-ОД
Назад