Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Лаборатория экологического образования детей

Документы

15 мая 2003 года N 825-ОД
 

ЗАКОН
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

Принят
областной Думой
17 апреля 2003 года
 

Настоящий Закон устанавливает принципы и особенности организации и развития системы всеобщего и комплексного экологического образования и формирования экологической культуры населения на территории Волгоградской области в целях реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
экологическое образование - целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций и норм поведения, воспитания и обучения населения основам экологических знаний, умениям и навыкам в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности;
экологическое сознание - совокупность и уровень представлений и мировоззренческих позиций по отношению к окружающей среде, организации жизнедеятельности на основе природосберегающих стратегий и технологий;
экологическое поведение - совокупность действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов, определяющихся уровнем экологического сознания человека и освоенными практическими умениями в сфере природопользования;
экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде;
экологическое просвещение - распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения;
система экологического образования - достаточная для реализации целей и задач непрерывного экологического образования совокупность необходимых и взаимодействующих организационных форм, включающая в себя инфраструктуру экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативное правовое управление, научно - методическое и информационное обеспечение и экономическую составляющую, а также распространение экологических знаний (средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма);
экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.

Статья 2. Основные цели и задачи экологического образования в Волгоградской области

1. Основными целями экологического образования в Волгоградской области являются:
повышение экологической культуры, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний населения в сфере экологии;
обеспечение устойчивого социально - экономического развития региона, своевременного выявления и устранения причин антропогенного воздействия на окружающую среду.
2. Основными задачами экологического образования в Волгоградской области являются:
развитие системы всеобщего и комплексного экологического образования и просвещения;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого социально - экономического развития региона в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
подготовка и переподготовка в сфере экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам экологической безопасности;
государственная поддержка экологического образования и просвещения;
разработка стандартов экологического образования, ориентированных на разъяснение вопросов экологической безопасности и устойчивого социально - экономического развития региона;
развитие системы подготовки должностных лиц, повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
повышение роли особо охраняемых природных территорий как эколого - просветительских центров;
включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в областные целевые программы (подпрограммы);
информированность населения об экологическом состоянии региона;
информированность должностных лиц в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, ответственности за экологические нарушения, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
освещение вопросов экологии в средствах массовой информации.

Статья 3. Основные принципы экологического образования

Основными принципами экологического образования являются:
гарантированность и всеобщность приобретения основ экологических знаний;
обязательность включения основ экологических знаний в систему образования;
системность получения экологических знаний;
участие общественных объединений и граждан в реализации государственной политики в сфере экологического образования;
взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, учебных заведений, учреждений и организаций, ведающих вопросами образования и культуры, общественных объединений и граждан в сфере экологического образования;
гласность в вопросах экологии и реализации программ (подпрограмм) экологического образования;
приоритетность экологического образования как гуманитарного и социоестественного компонентов общего и профессионального образования;
преемственность национального и мирового опыта в сфере экологического образования;
единство культурного и экологического образовательного пространства;
адаптированность системы экологического образования в системе общего образования;
преемственность экологических образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня.

Статья 4. Экологическое образовательное и информационное пространство

Экологическое образовательное и информационное пространство состоит из системы:
образовательных учреждений;
средств массовой информации;
объектов производства и сферы услуг;
учреждений культуры, искусства и отдыха;
учреждений спорта и туризма;
природных (заповедников, природных парков, памятников природы и др.) и историко - архитектурных комплексов;
городских и сельских территорий;
иных сфер жизнедеятельности людей, служащих вместе с сетью образовательных учреждений целям формирования в реальных условиях экологической культуры общества и человека.

Статья 5. Основные организационные формы экологического образования

1. Основными организационными формами экологического образования являются:
очная, очно - заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса;
эколого - просветительская работа, включающая в себя распространение экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма;
экологическая пропаганда.
2. Организационные формы экологического образования должны учитывать особенности различных возрастных категорий, профессиональной ориентации населения.

Статья 6. Система экологического образования

Экологическое образование как один из элементов общего образования и профессиональной подготовки кадров в Волгоградской области представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую:
дошкольное образование;
образование учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей;
подготовку специалистов в сфере охраны окружающей среды со средним специальным и высшим образованием;
природоохранную подготовку специалистов различных профессий;
повышение квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов народного хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовского образования;
подготовку кадров высшей научной квалификации;
подготовку специалистов в сфере экологического просвещения.

Статья 7. Полномочия Волгоградской областной Думы в сфере экологического образования

К полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере экологического образования относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере экологического образования и контроль за их исполнением;
утверждение областных целевых программ в сфере экологического образования и контроль за их исполнением;
иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.

Статья 8. Полномочия главы администрации Волгоградской области в сфере экологического образования

К полномочиям главы администрации Волгоградской области в сфере экологического образования относятся:
разработка и обеспечение реализации областных целевых программ в сфере экологического образования;
организация и обеспечение системы всеобщего и комплексного экологического образования;
утверждение и реализация планов по экологическому образованию;
установление порядка подготовки, переподготовки и аттестации должностных лиц и специалистов учреждений и предприятий, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на территории Волгоградской области;
научное, информационное и учебно - методическое обеспечение системы всеобщего комплексного экологического образования;
обеспечение и стимулирование информирования населения по вопросам экологии и рационального природопользования.

Статья 9. Права граждан и общественных объединений в сфере экологического образования

Граждане и общественные объединения в сфере экологического образования имеют право:
вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в сфере экологического образования;
участвовать в разработке проектов программ и планов по экологическому образованию и в их реализации;
участвовать в формировании активной общественной позиции в сфере экологического образования, экологической безопасности и сохранения окружающей среды;
запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию, необходимую для осуществления деятельности по экологическому образованию;
реализовывать интерактивные образовательные технологии посредством организации тренингов и обучающих семинаров;
организовывать выставки и презентации экологических программ и учебно - просветительских материалов;
проводить информационные и иные кампании с целью формирования и повышения правовой и экологической культуры населения.

Статья 10. Обеспечение экологического воспитания и образования в образовательных учреждениях

1. Обеспечение экологического воспитания и образования в образовательных учреждениях осуществляется в рамках образовательных программ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области, в которых предусматривается преподавание основ экологических знаний с учетом регионального экологического фактора.
2. Образовательные экологические программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными.
3. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях могут организовываться детские экологические организации, экологические лагеря, экспедиции, походы и экскурсии.
4. В учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляется эколого - ориентированная подготовка специалистов путем введения соответствующих курсов и вовлечения учащихся и студентов в практическую природоохранную деятельность, в том числе посредством создания научных экологических школ, "малых академий", проведения семинаров, конференций и конкурсов, а также профессиональная подготовка специалистов - экологов на специальных отделениях, курсах и факультетах.
5. Высшие учебные заведения и учреждения дополнительного образования организуют специализированные экологические курсы послевузовского профессионального образования для должностных лиц, контролирующих деятельность организаций и предприятий, оказывающих вредное влияние на окружающую среду, с выдачей им соответствующих документов (сертификатов).

Статья 11. Обеспечение экологического просвещения

1. Экологическое просвещение населения обеспечивается через средства массовой информации, музеи, библиотеки, эколого - просветительские центры, лектории, экологические инициативы и акции, конференции и выставки.
2. Публичные и научные библиотеки, библиотеки образовательных учреждений и общественных организаций, краеведческие музеи являются центрами распространения и пропаганды экологических знаний, комплектуют соответствующие фонды, целенаправленно проводят мероприятия по экологическому просвещению населения в соответствии с их профилем.
3. Государственные природные заповедники, национальные и природные парки, ботанические сады, детские эколого - биологические центры, станции юных натуралистов осуществляют эколого - просветительскую деятельность посредством создания соответствующих центров, музеев природы, экологических троп, экологических лагерей, развития экологического туризма и других эффективных форм экологического просвещения.

Статья 12. Финансирование экологического образования и просвещения

Финансирование экологического образования и просвещения осуществляется за счет источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
15 мая 2003 года
N 825-ОД

Назад