Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Лаборатория экологического образования детей

Документы

Проект

РЕШЕНИЕ
Международной конференции «Законодательное обеспечение экологического образования и формирования экологического сознания»
Совет Федерации 23 марта 2006 года
Федерального Собрания Российской Федерации


Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы законодательного обеспечения экологического образования и формирования экологического сознания, участники конференции, проведенной Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, отмечают следующее.
Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и устойчивое развитие, является повышение уровня информированности всех групп населения через экологическое образование и просвещение.
На Всемирном Саммите по охране окружающей среды под эгидой Организации Объединенных Наций в Рио-де-Жанейро (1992) была принята концепция устойчивого развития, направленная на решение социально-экономических задач в условиях возрастающего воздействия глобального промышленного производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения.
В Декларации и Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002) указывалось на важность включения концепции устойчивого развития в системы образования всех уровней. В декабре 2002 года на 57-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций было провозглашено, что десятилетие, начинающееся с 2005 года, объявлено десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
Внедрение принципов образования для устойчивого развития предполагает решение новых задач в рамках реализации стратегии Европейской экономической комиссии ООН в области образования для устойчивого развития, разработанной в соответствии с заявлением министров окружающей среды региона ЕЭК ООН (Пятая конференция "Окружающая среда для Европы", Киев, май 2003 года) и принятой на совещании представителей министерств охраны окружающей среды и образования (17-18 марта 2005 г., г. Вильнюс).
Образование для устойчивого развития расширяет концепцию экологического образования, дополняя его образованием в других областях в рамках целостного комплексного междисциплинарного подхода к образованию. Ключевыми темами устойчивого развития являются охрана окружающей среды, управление природными ресурсами, вовлечение отходов в хозяйственный оборот, биологическое и ландшафтное разнообразие, здравоохранение, культурное многообразие, изменение структуры производства и потребления и др. Формирование стратегии образования для устойчивого развития предполагает совершенствование начального образования, переориентацию образовательных процессов в направлении устойчивого развития, повышение информированности общественности и поощрение профессиональной подготовки. Следует отметить серьезный практический опыт, накопленный в Российской Федерации по внедрению концепции «чистого» производства на основе обучения инженерно-технических работников, направленный на повышение экономической эффективности производства за счет снижения загрязнения окружающей среды.
Образование для устойчивого развития представляет собой процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и просветительской работы с населением, что выходит за пределы формального образования. При этом особое значение приобретает образование для детей, так как образ жизни, жизненные установки и мировоззрение в значительной степени формируются уже в раннем возрасте.
Важным звеном в системе формирования экологического мировоззрения, экологического поведения и экологической культуры населения является информационно-просветительская деятельность, включающая в себя различные массовые мероприятия, проводимые природоохранными службами совместно с общественными организациями, музеями, библиотеками, заповедниками, зоопарками и т.д.
Право населения получать достоверную и полную информацию экологической направленности закреплено Конституцией Российской Федерации (ст. 42) и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 11).
Важной для экологического образования является Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Граждане должны научиться лучше понимать связи между экологическими, социальными и экономическими проблемами, применять на практике свои права на доступ к информации и правосудию, на участие в принятии решений. Вовлечение населения, в т.ч. молодежи, неправительственных организаций является важным фактором выработки более эффективной и правомерной экологической политики.
В настоящее время становится необходимым создание инфраструктуры для распространения информации о наилучших существующих технологиях в промышленности, в том числе, в области обращения с отходами, а также инфраструктуры для внедрения наилучших существующих технологий в промышленности в рамках концепции «чистого производства» и систем экологического менеджмента, направленных на становление новой модели и этики хозяйствования, то есть элементов устойчивого производства.
Новые подходы к обеспечению образовательного процесса предусмотрены в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, где предусмотрено, что задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования на предстоящий среднесрочный период могут быть решены, в том числе, за счет расширения числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования (в первую очередь, повышения квалификации и переподготовки кадров) путем привлечения в эту сферу различных необразовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ. Предполагается также развитие общественных профессиональных организаций с широким представительством работодателей, деятельность которых будет направлена на формирование адекватных запросам рынка труда требований к реализации профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также проведение оценки (аттестации и аккредитации) качества образовательных программ.
Одним из направлений экологического образования и формирования экологического сознания является развитие эколого-образовательных программ культуры природолюбия, направленных на формирование культуры природолюбия у подрастающего поколения и взрослого населения.
Дальнейшему развитию экологического образования и просвещения препятствует ряд нерешенных проблем.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возложил на органы государственной власти Российской Федерации полномочия по организации и развитию системы экологического образования, формированию экологической культуры. До проведения административной реформы в 2004 году федеральных органов исполнительной власти исполнение данных функций осуществляло Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое имело в своей структуре соответствующее подразделение и наработало определенный опыт в этой сфере. В настоящее время в положении о МПР России данные функции отсутствуют, нет их и в положениях о других министерствах и ведомствах.
Таким образом, в Российской Федерации отсутствует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в этой сфере, не разработана стратегия в области экологического образования и просвещения в условиях устойчивого развития, не организована система экологического образования и формирования экологической культуры.
Сложившаяся ранее система подготовки и распространения экологической информации на уровне субъектов Российской Федерации вследствие проведенной административной реформы также претерпела ряд негативных изменений. Так, количество ранее издававшихся территориальными природоохранными органами ежегодных докладов о состоянии окружающей среды в настоящее время резко сократилось.
Статьей 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» субъекты Российской Федерации наделены правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в отсутствие стратегии в этой сфере на федеральном уровне, на региональном уровне эта работа малоэффективна.
Кроме того, в этой области имеются следующие проблемы:
несовершенство нормативно-правовой базы, включая отсутствие федерального закона «Об экологической культуре»;
отсутствие государственных стандартов для различных уровней экологического образования;
разобщенность деятельности организаций, ответственных за экологическое образование и воспитание;
недостаточность кадрового и научно-методического обеспечения по проблемам экологического образования;
необеспеченность преемственности на разных этапах непрерывного экологического образования;
слабая материально-техническая база учебных заведений, занимающихся экологическим образованием подрастающего поколения;
недостаточное финансирование деятельности, связанной с развитием системы непрерывного экологического образования и др.
В целях решения проблем, связанных с необходимостью развития нормативного правового обеспечения, касающегося внедрения образования для устойчивого развития, развития системы экологического образования, просвещения населения и формирования экологического сознания, участники конференции приняли решение рекомендовать:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.1. Ускорить рассмотрение и принятие федерального закона «Об экологической культуре».
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Предусмотреть в национальном проекте «Образование» направление «Формирование системы непрерывного экологического образования», предусмотрев в нем в т.ч. организацию системы экологического просвещения населения на базе особо охраняемых природных территорий, а также системы профессиональной переподготовки по устойчивому развитию природно-ресурсного комплекса, включая обращение с отходами, и внедрению в промышленности методологии чистого производства путем обучения инженерно-технических работников и студентов высших учебных заведений.
2.2. Повысить эффективность сотрудничества в области образования для устойчивого развития с международными организациями (Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Программой Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Советом Европы), двусторонними и многосторонними программами содействия и сотрудничества, Постоянного Совета Партнерства России - Европейского Союза (ЕС) на уровне министров, Экономической финансовой корпорации Североевропейских стран (НЕФКО).
2.3. Разработать и принять решение по вопросу «Об обязательной экологической подготовке руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду».
2.4. Рассмотреть вопрос о наделении Министерства природных ресурсов Российской Федерации следующими полномочиями:
по организации и развитию системы экологического образования и формированию экологической культуры;
по подготовке и распространению ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды в Российской Федерации, а также по подготовке территориальными органами подведомственных Министерству федеральной службы и агентств аналогичных региональных докладов.
3. Комитету Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии:
3.1. Принять меры по развитию международного сотрудничества, включая сотрудничество со странами СНГ, в области создания гармонизированной нормативной правовой базы, способствующей развитию системы экологического образования и просвещения различных групп населения, формирования экологического сознания через расширение информированности, внедрению стратегии образования для устойчивого развития различных отраслей экономики.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по образованию:
4.1. Рассмотреть вопрос о возможности организации мониторинга состояния разных уровней экологического образования и просвещения, экологической подготовки специалистов разных сфер производственной и иной деятельности (педагогических кадров, управленческих кадров, государственных служащих, инженерно-технических специалистов, представителей неправительственных организаций и других), распространения информации о развитии этого направления деятельности в регионах и субъектах Российской Федерации.
4.2. Предусмотреть в педагогических высших специальных учебных заведениях подготовку специалистов по преподаванию дисциплины «Экология».
4.3. Ввести в программы средней школы преподавание дисциплины «Экология».
4.4. Рассмотреть вопрос по расширению состава специальностей, связанных с обеспечением экологической безопасности, защиты урбанизированной среды, ее экологической реконструкции, реабилитации природных комплексов.
4.5. Включить в учебные планы педагогических вузов дисциплину «Экологическая педагогика и психология».
5. Министерству природных ресурсов Российской Федерации:
5.1. Возобновить работу Консультативного совета по экологическому образованию и просвещению при МПР России, включив в его состав представителей заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, неправительственных и других заинтересованных организаций.
5.2. Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации «Об обязательной экологической подготовке руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду».
5.3. Организовать в 2006 году и последующие годы цикл информационных и консультационных мероприятий (информационные семинары, круглые столы, консультации) по изучению природоохранного законодательства для руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

5.4. Рассмотреть вопрос об издании специализированного журнала по устойчивому развитию.
5.5. Обеспечить к 90-летию заповедной системы Российской Федерации, отмечаемому в 2006 году, выпуск информационной продукции, ориентированной на повышение эффективности экологического просвещения и воспитание экологической культуры.
5.6. Рассмотреть вопрос о проведении в 2006 году семинара «Подготовка региональных докладов о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды и их использование при осуществлении природоохранной деятельности» с привлечением представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, неправительственных и других заинтересованных организаций.
5.7. Обеспечить выпуск научно-методологической литературы по вопросам устойчивого развития в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды, в том числе, в области обращения с отходами.
5.4. Разработать и довести до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации типовые методические рекомендации по подготовке региональных государственных докладов о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды.
6. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:
6.1. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект стратегии Российской Федерации в области экологического образования и просвещения в условиях устойчивого развития.
6.2. Подготовить и утвердить государственный образовательный стандарт по профессиональной экологической подготовке и переподготовке руководителей и служащих государственных и негосударственных организаций.
7. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
7.1. Рассмотреть возможности подготовки и проведения Всероссийского совещания культурно-просветительных и библиотечных работников для обсуждения вопросов экологического воспитания и формирования экологической грамотности населения.
7.2. Разработать направления эффективного использования учреждений культуры (музеев, библиотек, ботанических садов, кинотеатров, театров и пр.) в экологическом воспитании и просвещении, а также возможности и условия организации эколого-просветительской работы в местах массового отдыха населения; разработать тематические планы экологического просвещения населения на базе общественных экологических лекториев, открытых университетов, библиотек.
8. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации:
8.1. Активизировать международные контакты, в том числе взаимодействие с ЮНЕСКО, в области экологического образования и просвещения населения.
9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
9.1. Обеспечить подготовку, издание и распространение ежегодных региональных государственных докладов о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды с предоставлением одного экземпляра в электронном и печатном виде в Совет Федерации.
9.2. Поддержать практику участия населения в обсуждении проектов местного и регионального развития, общественных слушаний, касающихся экологических проблем, как важнейшую форму проявления гражданской активности в принятии решений.
9.3. Поддерживать обмены на межрегиональном и международном уровнях практикантами, экспертами, участвовать в российских и международных конференциях и образовательных инициативах по развитию новых форм и методов образования для устойчивого развития.
9.4. Включать вопросы формирования экологической культуры населения в региональные и местные программы социально-экономического развития.
10. Издательскому дому «Отраслевые ведомости»:
10.1. Активизировать сотрудничество с международными издательствами с целью выпуска переводной литературы экологической направленности.
10.2. Интенсифицировать деятельность по пропаганде и внедрению передовых отечественных и зарубежных методов в сфере образования для устойчивого развития.
10.3. Рассмотреть возможности подготовки и издания учебной литературы в области обращения с отходами для учебных заведений высшего и профессионального образования.
10.4. Разработать концепцию организации информационного центра в области обращения с отходами.
10.5. Разработать и представить в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации предложения по структуре и порядку деятельности по информационному обеспечению в области обращения с отходами.
11. Центру библиотечных инновационных технологий Российской государственной библиотеки совместно с Издательским домом «Отраслевые ведомости» и другими заинтересованными организациями:
11.1. Разработать концепцию создания центров экологической информации и информации по устойчивому развитию в библиотеках всех уровней (федерального, регионального и муниципального), предусмотрев разработку типового положения о таких центрах.
11.2. Рассмотреть вопрос о создании федерального координационно- методического центра экологической информации и информации по устойчивому развитию.
11.3. Разработать концепцию портала «Библиотечно-информационный центр по экологии и устойчивому развитию» с целью объединения библиотечно- информационных ресурсов для обеспечения более эффективного доступа населения к экологической информации.
11.4. Осуществить подготовку библиографического указателя по устойчивому развитию, а также оригинал-макет указателя для печатного и электронного изданий и для выставления в Интернет.
11.5. Подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности учреждений культуры, библиотек и библиотечно- информационного обслуживания в обеспечении доступа граждан к информации в области устойчивого развития, а также в экологическом образовании и воспитании населения.
11.6. Разработать программу и создать на базе Российской государственной библиотеки общественный открытый университет для экологического образования и воспитания населения с использованием информационных ресурсов библиотек и системы дистанционного обучения.
11.7. Включить в программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечно-информационных работников на базе учебного центра Российской государственной библиотеки вопросы, связанные с экологической проблематикой и устойчивым развитием и их информационным обеспечением.
12. Творческому союзу художников России совместно с Творческим центром «Овен»:
12.1. Предусматривать в планах деятельности мероприятия по экологической тематике и сохранению окружающей среды.
13. Поддержать инициативы:
13.1. МПР России по подготовке и проведению в июне 2006 года в Москве международной конференции «Устойчивое развитие и природные ресурсы. Система: природа-общество-человек».
13.2. Международной академии экологической реконструкции и Московского института коммунального хозяйства и строительства по созданию негосударственного образовательного научно-технологического и проектно-производственного экологического комплекса, как одного из элементов национального проекта в области образования.
13.3. Международной конфедерации союзов художников по проведению ежегодных Московских международных художественных салонов ЦДХ «Экология» и «Среда обитания».