Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Лаборатория экологического образования детей

Документы

Программа «КУЛЬТУРА ПРИРОДОЛЮБИЯ»

по формированию у подрастающего поколения культуры Природолюбия

  

Программа осуществляется под эгидой Межпарламентской группы Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума).

В мероприятиях программы принимают участие Комитеты и Комиссии Совета Федерации:

bulletКомитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
bulletКомитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
bulletКомитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
bulletКомиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
bulletКомиссия Совета Федерации по информационной политике.

При Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии создана секция «Культура Природолюбия» Сенаторского клуба Совета Федерации, одним из направлений деятельности которой является развитие программ природолюбия.

Программа поддерживается Общественной палатой Российской Федерации, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, Министерством природных ресурсов РФ, а также структурами исполнительной и законодательной власти российских регионов. На сегодняшний день заключены соглашения о развитии программ природолюбия на территории более 30 субъектов Российской Федерации.

С целью развития программ природолюбия создан Международный научно-исследовательский центр формирования культуры природолюбия (экологической культуры личности) Российской академии образования, Институт здоровья и экологии человека при Челябинском государственном педагогическом университете, открыты центры по данной проблематике в различных российских учебных заведениях.

В рамках Программы в различных субъектах Российской Федерации проводятся тематические мероприятия и реализуются проекты, в которых принимают участие Комитеты и Комиссии Совета Федерации:

bullet

 Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»;

bullet

 Уроки Мира, Добра и Согласия между Природой и Человеком;

bullet

 Международная выставка «Природа. Книга. Фотография»;

bullet

 Общероссийская акция «Построим памятник Природе»;

bullet

 Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (эколого-биологическая секция);

bullet

 Проект «Фотография как инструмент познания Природы и формирования культуры природолюбия у подрастающего поколения»;

bullet

 Проект «Лесная азбука»;

bullet

 Научно-практические конференции, «круглые столы», встречи и другие мероприятия;

bullet

 Различные природоохранные и экологические мероприятия, которые проводятся на территории субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в рамках дополнительного образования для дошкольников и младших школьников по тематике Программы готовится к выпуску учебно-методическое пособие «Азбука Природолюбия», тематические дневники и рабочие тетради, наглядные и раздаточные материалы, настольные игры и аудиокассеты.

 Теоретические основы Программы

 

 «Культура Природолюбия» является программой в области развития культуры Природолюбия у подрастающего поколения, совершенствования процесса нравственного, экологического, культурного и эстетического воспитания и образования детей и подростков.

Особое внимание в Программе уделяется формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на окружающую Природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть Природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребенок и подросток является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что происходит не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

Программа ориентирует деятельность воспитателя, учителя и педагога на системный подход в развитии у детей и подростков культуры Природолюбия. При этом в Программе используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все ее составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Программе тема базируется на изученных ранее материалах предыдущих тем.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, посещение музея или галереи, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях со взрослыми.

Для каждой возрастной группы составлены свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Программные комплексы занятий или отдельные занятия этих комплексов могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Программа предусматривает использование ее положений и комплексов занятий как в урочное, так и во внеурочное время в дошкольных учреждениях, школах, а также в средних и высших учебных заведениях.

 

Цель и задачи Программы

 

Основной целью программы «Культура Природолюбия» является формирование у ребенка и подростка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры Природолюбия.

 

Задачи Программы:

 

bullet

  дать ребенку и подростку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира нашей планеты, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;

bullet

 осознание ребенком и подростком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;

bullet

 помочь ребенку и подростку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;

bullet

  расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

bullet

 помочь ребенку и подростку самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим миром;

bullet

  разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс инструментарий, способный сформировать у подрастающего поколения чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе;

bullet

  воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности.

 

Содержание Программы включает усвоение теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

 

Прогнозируемые результаты:

 

bullet

  формирование у детей основ культуры Природолюбия;

bullet

  повышение общей культуры детей и подростков;

bullet

 формирование у ребенка и подростка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

bullet

   развитие в ребенке и подростке  внутренней потребности любви к природе и участию в природоохранной деятельности;

·        расширение общего кругозора детей и подростков, развитие их творческих способностей.

 

Задачи Программы решаются путем:

 

bullet

 создания и использования в рамках Программы новых приемов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребенка и подростка культуры Природолюбия, разносторонне-ценностного, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру нашей планеты, ответственности за их сохранение, позволяющих  адекватно воспринимать окружающий мир, сформировать целостный взгляд на Природу, развить навыки экологически грамотного поведения;

bullet

 предоставления возможности ребенку и подростку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение Природы;

bullet

комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка и подростка;

bullet

 создания в рамках Программы необходимой методологической и методической базы;

bullet

внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защиты животного и растительного мира, решению экологических проблем;

bullet

предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных учреждений, школ и учебных заведений разных регионов Российской Федерации и других стран по различным темам и направлениям данной Программы.

 

Программа рассчитана на детей от ясельной группы дошкольного учреждения до подростков специальных и высших учебных заведений и делится на возрастные группы:

bullet

  дошкольные учреждения:

bullet

 ясельная группа;

bullet

 младшая группа;

bullet

 средняя группа;

bullet

 старшая группа;

bullet

 подготовительная группа;

bullet

 школы:

bullet

 младшие классы;

bullet

 средние классы;

bullet

 старшие классы;

bullet

 средние и высшие учебные заведения.

 

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Программы, а также проведение всех мероприятий по данной Программе может осуществляться в любом регионе и на территории любой страны.

Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Программы продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Программы и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры Природолюбия.